Кантата или опера, симфония или соната... Знаете ли вы разницу между видами музыкальных произведений? Одни относятся к жанру вокальной музыки, другие — инструментальной. Одна музыка звучит в церквах, другая — в театрах, концертных залах. Давайте попробуем немного разобраться в музыкальных понятиях.
• Кантата: музыкальное произведение не всегда религиозного содержания для одного или многих голосов и музыкального аккомпанемента.
• Концерт: музыкальное произведение для камерного ансамбля инструментов или оркестра и одного или нескольких солистов-исполнителей, иногда для одних солистов.
• Оркестровый концерт противопоставляет две (или больше) примерно равноценные по значимости группы инструментов.
• Кончерто гроссо («большой кон-церт») предполагает чередование и противопоставление звучания всего состава исполнителей и большой группы солирующих инструментов.
• Танец: музыкальный жанр, основанный на танцевальных ритмах, таких, как вальс, полонез, мазурка.
• Романс: музыкально-поэтическое произведение для голоса (или нескольких голосов) с инструментальным сопровождением. Происхождение жанра связывают с немецкими традициями.
• Месса: вокальное произведение на традиционные тексты, являющееся главным богослужением католической церкви. Одни части мессы читаются или исполняются речитативом, другие поются.
• Камерная музыка: инструментальная или вокальная музыка для небольшого числа исполнителей. Предназначалась для домашнего музицирования. Исполнялась струнными инструментами вместе с фортепиано или без него. В названии жанров определяется количество инструментов-исполнителей: соло — для одного; трио — для трех; квартет — для четырех; квинтет — для пяти.
• Опера: музыкально-театральное произведение. Вокальные партии — арии и речитативы — чередуются с оркестровыми: увертюрами и антрактами. Часто имеет трагический сюжет.
• Оперетта: музыкально-театральный жанр, но в отличие от оперы легкий и веселый. Вокальные номера перемежаются разговорными сценами и хореографическими вставками.
• Оратория: музыкальное произведение для солистов, хора и оркестра. Чаще всего имеет религиозно-драматический сюжет.
• «Страсти»: частный случай оратории на евангельские тексты о последних днях Иисуса, его заключении под стражу и распятии («Страсти Христовы»).
• Симфоническая поэма: музыкальное произведение для оркестра, отталкивающееся от литературного или философского материала.
• Квартет: музыкальное произведение для 4 инструментов или 4 вокальных исполнителей.
• Реквием: заупокойная месса.
• Соната: музыкальное произведение для одного или нескольких инструментов. Как правило, состоит из нескольких (до 4) частей, различных по музыкальным образам: первая обычно медленная, а последняя — быстрая.
• Сюита: многочастное (от 4 до 8 частей) музыкальное произведение, включающее различные танцы, которые часто связаны тональным единством, и прелюдию.
• Симфония: музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной форме. Отличается большим количеством исполнителей на каждом инструменте. Обычно состоит из 4 частей. Долгое время симфония оставалась привилегией больших оркестров, но затем в нее стали вводить хор и сольные вокальные голоса.
Оперное представление
В данном случае на сцене замка Эстергази (поместья знатной венгерской семьи) в 1770 г. Оркестром дирижирует Ф.И. Гайдн, служивший капельмейстером у князя Эстергази.
Струнный квартет
Две скрипки, альт, виолончель — такой его состав возник еще в XVIII веке. Но квартет вначале, в 50-х годах XVIII века, воспринимался как музыка для избранных, и лишь спустя век этот музыкальный жанр стал более «демократическим» и такие произведения зазвучали в концертных залах. Они всегда были наиболее популярными в камерной музыке.
«Дон Жуан»
Одну из самых известных опер В.А. Моцарта, сюжетом для которой стала история легкомысленного обольстителя, экранизировал американский режиссер Джозеф Лоузи.
Джесси Норман
Слава пришла к американской певице в 1968 году благодаря международному музыкальному конкурсу Баварского радио в Мюнхене. В ее репертуаре многочисленные заглавные оперные партии, дает она и сольные концерты.
Сценический костюм
Юджин Стейнхоф сделал костюм для лирического произведения «Дитя и волшебство» композитора Мориса Равеля на текст французской писательницы Колетт: ребенок видит во сне различные вещи и домашних животных, которые обсуждают между собой, как тот обращается с ними. Равель в первую очередь известен как автор «Болеро», которое вместе с «Дафнисом и Хлоей» входит в его оркестровые сочинения.
Фрагмент партитуры
Эти ноты написаны рукой Иоганна Себастьяна Баха. Речь идет о Прелюдии и фуге си минор для органа, одного из излюбленных инструментов композитора.
Жан-Клод Злуа
Творчество этого французского композитора (слева внизу одна из его партитур), родившегося в 1938 году, принадлежит к авангардной музыке. Его произведение «Эквивалентности» написано для 18 инструментов.
Мстислав Ростропович
Этот виолончелист, родившийся в Баку в Азербайджане, считается одним из самых великих исполнителей нашего времени.
• Кантата: музыкальное произведение не всегда религиозного содержания для одного или многих голосов и музыкального аккомпанемента.
• Концерт: музыкальное произведение для камерного ансамбля инструментов или оркестра и одного или нескольких солистов-исполнителей, иногда для одних солистов.
• Оркестровый концерт противопоставляет две (или больше) примерно равноценные по значимости группы инструментов.
• Кончерто гроссо («большой кон-церт») предполагает чередование и противопоставление звучания всего состава исполнителей и большой группы солирующих инструментов.
• Танец: музыкальный жанр, основанный на танцевальных ритмах, таких, как вальс, полонез, мазурка.
• Романс: музыкально-поэтическое произведение для голоса (или нескольких голосов) с инструментальным сопровождением. Происхождение жанра связывают с немецкими традициями.
• Месса: вокальное произведение на традиционные тексты, являющееся главным богослужением католической церкви. Одни части мессы читаются или исполняются речитативом, другие поются.
• Камерная музыка: инструментальная или вокальная музыка для небольшого числа исполнителей. Предназначалась для домашнего музицирования. Исполнялась струнными инструментами вместе с фортепиано или без него. В названии жанров определяется количество инструментов-исполнителей: соло — для одного; трио — для трех; квартет — для четырех; квинтет — для пяти.
• Опера: музыкально-театральное произведение. Вокальные партии — арии и речитативы — чередуются с оркестровыми: увертюрами и антрактами. Часто имеет трагический сюжет.
• Оперетта: музыкально-театральный жанр, но в отличие от оперы легкий и веселый. Вокальные номера перемежаются разговорными сценами и хореографическими вставками.
• Оратория: музыкальное произведение для солистов, хора и оркестра. Чаще всего имеет религиозно-драматический сюжет.
• «Страсти»: частный случай оратории на евангельские тексты о последних днях Иисуса, его заключении под стражу и распятии («Страсти Христовы»).
• Симфоническая поэма: музыкальное произведение для оркестра, отталкивающееся от литературного или философского материала.
• Квартет: музыкальное произведение для 4 инструментов или 4 вокальных исполнителей.
• Реквием: заупокойная месса.
• Соната: музыкальное произведение для одного или нескольких инструментов. Как правило, состоит из нескольких (до 4) частей, различных по музыкальным образам: первая обычно медленная, а последняя — быстрая.
• Сюита: многочастное (от 4 до 8 частей) музыкальное произведение, включающее различные танцы, которые часто связаны тональным единством, и прелюдию.
• Симфония: музыкальное произведение для оркестра, написанное в сонатной форме. Отличается большим количеством исполнителей на каждом инструменте. Обычно состоит из 4 частей. Долгое время симфония оставалась привилегией больших оркестров, но затем в нее стали вводить хор и сольные вокальные голоса.
Оперное представление
В данном случае на сцене замка Эстергази (поместья знатной венгерской семьи) в 1770 г. Оркестром дирижирует Ф.И. Гайдн, служивший капельмейстером у князя Эстергази.
Струнный квартет
Две скрипки, альт, виолончель — такой его состав возник еще в XVIII веке. Но квартет вначале, в 50-х годах XVIII века, воспринимался как музыка для избранных, и лишь спустя век этот музыкальный жанр стал более «демократическим» и такие произведения зазвучали в концертных залах. Они всегда были наиболее популярными в камерной музыке.
«Дон Жуан»
Одну из самых известных опер В.А. Моцарта, сюжетом для которой стала история легкомысленного обольстителя, экранизировал американский режиссер Джозеф Лоузи.
Джесси Норман
Слава пришла к американской певице в 1968 году благодаря международному музыкальному конкурсу Баварского радио в Мюнхене. В ее репертуаре многочисленные заглавные оперные партии, дает она и сольные концерты.
Сценический костюм
Юджин Стейнхоф сделал костюм для лирического произведения «Дитя и волшебство» композитора Мориса Равеля на текст французской писательницы Колетт: ребенок видит во сне различные вещи и домашних животных, которые обсуждают между собой, как тот обращается с ними. Равель в первую очередь известен как автор «Болеро», которое вместе с «Дафнисом и Хлоей» входит в его оркестровые сочинения.
Фрагмент партитуры
Эти ноты написаны рукой Иоганна Себастьяна Баха. Речь идет о Прелюдии и фуге си минор для органа, одного из излюбленных инструментов композитора.
Жан-Клод Злуа
Творчество этого французского композитора (слева внизу одна из его партитур), родившегося в 1938 году, принадлежит к авангардной музыке. Его произведение «Эквивалентности» написано для 18 инструментов.
Мстислав Ростропович
Этот виолончелист, родившийся в Баку в Азербайджане, считается одним из самых великих исполнителей нашего времени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий